Омский благовестник


09:47
Что такое вера?

«Вы верующий?» – спрашивают многих из нас в определённых ситуациях жизни. Все понимают, что верующий человек – это человек, который во что-то верит, и в нашем случае уточняется, верит ли человек в Бога.

Но что такое «вера»?  Библия открывает, что мы спасаемся верой. Все христиане подтверждают идею спасения по вере, но в каждой конфессии понятия о вере различны. Поэтому очень важно разобраться, что же такое вера, т.к. это основополагающий элемент нашего с вами спасения.

Вера – это способность или свойство человека, которое позволяет человеку реагировать на Божьи истины. Такая вера существует абсолютно у всех людей, равно, как у людей есть свойство видеть, слышать, осязать. У человека есть органы чувств, с помощью которых он способен познавать окружающий мир. Так у человека есть и духовный орган чувств, с помощью которого он способен познавать духовный мир. Он называется «вера».  Потребность верить – это естественное состояние человека.

В I веке до н.э. Марк Ту́ллий Цицеро́н сказал: «Мы считаем нужным указать на то, что нет племени столь дикого, нет человека, настолько потерявшего сознание о нравственных обязанностях, душу которого не освещала бы мысль о богах. Многие о богах думают не право, но это обыкновенно происходит от нравственного развращения и порочности: все однако же убеждены в том, что есть сила и природа божественная. И такое признание не от предварительного уговора и соглашения людей; это памятование о богах утвердилось не в силу государственных постановлений или законов, но во всяком этом деле единомыслие всех народов должно быть почитаемо законом природы».

Намного позже, в XIX веке н.э., определённый круг учёных потратил несколько лет на то, чтобы обследовать очень разные племена и народы, чтобы найти хоть одно племя, у которого бы не было никакого религиозного верования. Абсолютно у всех народов существовали религиозные мировоззрения. Атеизм (отрицание богов) начал развиваться достаточно позже, и раньше никогда его не было.

В нашей среде часто говорят о том, что вера – это «живая вера», а религия – это «мёртвая вера», это формальные обряды и т.д. Обиходное восприятие этих терминов допустимо, но если говорить о словарном значении слов, то это синонимы, то есть одно и то же. Слово «религия» переводится как «воссоединять», и означает возобновление когда-то утерянного союза между человеком и Богом.

Вера, как средство спасения, в первую очередь является средством соединения человека с Богом. Неким каналом, через который Бог соединяется с человеком.

Многие религии предлагают разные способы и пути для соединения человека с Богом, но только Библия открывает нам истинное значение веры, которая способна это сделать.

Веру в библейском значении можно разделить на две части:

  1. Первая составляющая этого определения – «Вера как совокупность знаний». Данная часть понятия веры отвечает на вопрос: «Во что я верю»?

«А без веры угодить Богу невозможно; ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздаёт» (Евр.11:6).

Вера в данном тексте выступает как некий корпус знаний. Если перевести на наш современный язык, то здесь автор говорит о том, что надобно верить в то, что Бог есть, какой Он есть (веровать в определённого Бога), и что этот Бог взаимодействует с человеком.

Почему Евреи крестились сразу после уверования? Когда Пётр проповедовал в Иерусалимском храме, никакого временного промежутка между покаянием и крещением не было, потому что Евреи имели правильное представление о Боге. У них было догматически верное понимание Его. Но когда проповедь Евангелия достигла язычников, то они могли только как-то эмоционально поверить Евангелию, которое преподнёс апостол Павел. Это вовсе не означало, что они имели правильное представление о Боге. У них было своё собственное понимание Бога в ракурсе религиозных систем того времени. Поэтому нужно было, чтобы язычники могли сначала правильно понимать Бога, чтобы они имели правильный корпус знаний о Боге. В то время не только язычество было развито, но существовало и много философских школ. Одни думали, что Бога вообще никак нельзя познать, другие – что Бог не имеет никаких отношений с человеком, либо Он не воздаёт тем, кто Его ищет и т.д.

Во что я верю?

 

Какая вера спасает человека? Вера, которая имеет правильное понимание о Евангелии. Любой человек, который правильно понимает Евангелие, встаёт на путь спасения. Это ещё не говорит о том, что он спасается, но он имеет правильные знания для правильного качества веры. Тут важно осознать, что если человек неправильно понимает Евангелие, то он не может спастись.

«Напоминаю вам, братия, Евангелие, которое я благовествовал вам, которое вы и приняли, в котором и утвердились, которым и спасаетесь, если преподанное удерживаете так, как я благовествовал вам, если только не тщетно уверовали» (1Кор.15:1,2).

Если человек отвергает какую-то часть Евангелия, то его вера не содержит того минимума знаний, который может его спасти. У него нет необходимого фундамента и основания для его духовной жизни.

Вторая ступень того, во что мы верим – это библейские истины. Например, истины о том, какими должны быть отношения в семье, об устройстве церкви, о нашем отношении к государству.

Правильное понимание библейских истин – залог успешной праведной жизни.

Библейские истины и Евангелие связаны. Если человек неправильно понимает библейские истины, то это может привести к неверному пониманию Евангелия. И наоборот.

Верное понимание библейских истин ведёт к эффективной жизни. Мы усерднее служим Богу, имеем правильное общение с верующими и т.д.

Следующая ступень – традиции. Конечно, любая деноминация имеет свои традиции. Любая поместная церковь, и даже семья – имеют свои традиции. И в целом наличие традиций – это хорошо.

Проблема в том, что традиции должны формироваться из нашего понимания Евангелия и библейских истин. Например, наша традиция собираться в Доме молитвы 3 раза в неделю для богослужений исходит из понимания библейской истины: «Слово Христово да вселяется в вас обильно». Но для первоапостольской церкви этот принцип заключался в традиции собираться ежедневно.

Трагично, когда традиции начинают влиять и изменять библейские истины или Евангелие. Молодые люди часто начинают бороться со всеми существующими традициями. Бороться нужно с традициями, которые искажают библейские истины и Евангелие. Но не нужно бороться с традициями, которые не противоречат библейским истинам – либо они из них вытекают, либо существуют отдельно, но они им не противоречат.

Например, есть библейская истина – одежда у христиан должна быть целомудренной и скромной. Форма одежды – это уже традиции. Форма одежды наша или у апостола Павла – совершенно отличаются. Но это не значит, что кто-то из нас неправильно понимает библейскую истину.

Эти три ступени есть в жизни каждого христианина. У каждого человека есть своё понимание спасения. У каждого есть своё понимание Божьих библейских истин. И у всех есть свои традиции. В основу нашей веры должны входить Евангелие и библейские истины. Традиции не должны входить в круг нашей веры, но они должны истекать из понимания библейских истин.

Вера, в основе которой лежат традиции или какие-то внешние стороны практической жизни христианина, может привести к тому, что Евангелия в вере человека давно нет. А вера, не имеющая в своей основе Евангелия, не может спасти человека. Здесь не о том, что это плохие проявления, или что этого не должно быть в нашей жизни. Когда наша вера основана на Евангелии, которое открывает нам библейские истины и влияет на нашу практическую жизнь, то это несомненно отразится и на внешнем проявлении веры.

Но проблема многих современных христиан в том, что им всё равно, во что верить. Они верят, что нужно по воскресеньям посещать церковь. Нужно принимать активное участие в делании добра. Нужно это делать, а вот этого не делать, и тогда ты спасёшься. Вера таких христиан основана только на внешнем проявлении и заходит настолько далеко, что становится суеверием, или пустой верой.

Фарисеи во времена Иисуса Христа настолько возвысили внешнюю сторону исполнения Закона Моисеева, что совсем упустили из виду то, во что они должны были верить. И, к сожалению, они не смогли принять Христа как Мессию, потому что Он не исполнял их традиций и предписаний.

 

  1. Вторая составляющая понятия веры – это «Вера как качество человека». И отвечает она на вопрос: «Как я верю»?

«Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом» (Евр.11:1).

На молодёжном семинаре попросили молодёжь дать письменное определение понятию «вера». Многие ответы содержали определение веры из этого места Писания.

Данное понятие показывает, как я отношусь к знанию, которое имею.

Есть люди, которые имеют правильные знания о Боге, но при этом остаются людьми неверующими. Глава одной из церквей в Швеции – епископ, доктор Богословия, но при этом открыто заявляет, что она в Бога не верит. Закончила семинарию, весьма профессиональна, и поэтому ничто не мешает ей управлять церковью. В данной ситуации, если рассматривать церковь как организацию, то, как руководитель, она имеет определённые знания о Боге. Но мы понимаем, что вера – это не просто совокупность знаний, но ещё и качество, определённая убеждённость. Как говорит Иаков: «Вера без дел мертва». Если вера из ума не переходит в нашу жизнь, то эта вера не называется верой.

И поэтому часто в церквях есть случаи, когда люди не знают, во что они верят. От этого зарождаются разные ереси, возникают разные богословские споры и т.д.

Выражение «Я верю» в переводе с древнегреческого языка делится на две составляющих:

  1. Принятие утверждения как истинного.
  2. Убежденность в верности говорящего и в его способности выполнить обещанное.

И эти две составляющих приводят человека к готовности действовать, несмотря на неполноту имеющихся у него знаний.

Вера в своей сущности не имеет доказательства. Многие христиане пытаются доказать веру.

Бог намеренно не оставил нам явных доказательств, потому что только в этом случае присутствует акт веры. Вера не может присутствовать, когда есть 100% знания.

Полное знание будет тогда, когда Христос придёт на землю, и все Его увидят. Но тогда нельзя уже будет покаяться, потому что покаяние является актом веры. Когда ты увидишь Христа лично, у тебя уже не будет веры, у тебя будет знание, что Христос пришёл. А знание не даёт спасения.

Вере противопоставляются знания, чувства, эмоции. Это именно принятие утверждения, просто согласие с ним. Это волевое решение человека.

Убежденность в верности говорящего предполагает, что раз так сказали, значит точно так и будет. Я убеждён, что Бог остаётся верным, и выполнит Своё обещание, и Он способен выполнить обещанное.

Принятие утверждения, как истинного, и наличие убеждённости в верности говорящего приводят меня к готовности действовать в соответствии с моей верой, даже несмотря на то, что у меня нет полноты знаний.

Можно вспомнить многих героев веры (Евр.11), которые, поверив Божьему Слову, совершали великие дела и подвиги в своей жизни.

Дорогие друзья, подводя итог, хочется напомнить, что Бог нам дал духовный орган чувств для познания духовного мира, для того, чтобы иметь возможность откликаться на Божье Слово. Этим чудесным Божьим подарком является вера.

Вера, это, во-первых, определённые знания. Во что я верю? Если я верю в то, что я смогу своими добрыми делами, или своим ревностным служением Богу снискать Его благоволения, то глубоко ошибаюсь. Связать человека с Богом может только вера, основанная на Евангелии. И вера в Евангелие перейдёт в правильное понимание библейских истин, которые отразятся в моей практической жизни.

Вторая составляющая веры – «Как я верю?» Вера без дел мертва сама по себе. Очень важно, чтобы я принимал Писание, как истинное утверждение. Чтобы я был убеждён в верности Бога и в Его способности выполнить обещанное. Только в таком случае у меня будет готовность действовать, проявлять свою веру на деле, несмотря на то, что нет полноты знаний.

Может быть, кто-то до сих пор старался свои духовные потребности удовлетворить чем-то иным, тем, что не может дать счастья и удовлетворения человеку. Я призываю вас сделать правильный выбор в вашей жизни, и «связать» ваши отношения с Богом посредством веры. А тем, кто уже давно поверил в Бога, хочется пожелать стремиться к возрастанию веры. Чтобы то, во что мы верим, всё ярче проявлялось в том, как мы верим.

Эдуард Классен

Категория: Текстовые статьи | Просмотров: 1061